Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с Вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
Особенности обоснования расчета ставки роялти
Интерес к определению величины ставки роялти обоснован развитием рынка лицензионных товаров и услуг, объектов интеллектуальной собственности. Роялти – это форма вознаграждения за использование товарного знака, которая обладает рядом преимуществ, если ее сравнивать с другими категориями платежей (например, паушальный взнос). Эффективность принятых лицензионных соглашений либо заключенных договоров концессии зависит от адекватного выбора метода, положенного в обоснование ставки роялти.Преимущества вознаграждения в форме роялти
Увеличение интереса к роялти, помимо развития рыночного сегмента интеллектуальной собственности, объясняется несколькими факторами, а также выгодами заинтересованных сторон. Во-первых, они безусловно интересны собственнику товарного знака, поскольку зависят от объема продаж и осуществляются на регулярной основе. Во-вторых, такой способ использования прав на торговую марку как роялти, расширяет сеть контрагентов, которым становится финансово доступным использование технологий собственника продукции, за счет снижения регулярных платежей. Для «стартапов», например, развитие бизнес-проектов на основе договора концессии фактически единственно доступная форма использования преимуществ продукции с товарным знаком. В-третьих, заметен тренд компаний на разделение интеллектуальной и производственной сфер бизнеса, при их реструктуризации. В этом случае за счет корректной оценки ставки роялти появляется возможность значительного снижения налоговых рисков и в этом случае расчет ставки роялти обретает особый смысл.Следует отметить и еще одно обстоятельство: расчет ставки роялти важен не только для установления объема периодических платежей, но и для определения убытков в случаях нарушения договорных обязательств либо для расчета единовременной оплаты за использование товарного знака.
Сценарий расчета роялти
Оценка ставки роялти может быть осуществлена по разным сценариям в зависимости от метода, на котором базируется расчет объема периодического вознаграждения. От того насколько компетентно обоснована величина роялти зависит и эффективность соглашения для каждой из сторон договорных отношений. Для выявления оптимального метода, который подходит для расчета показателей роялти в определенном бизнес-сегменте, осуществляется предварительный анализ данных по определенному алгоритму:- Оценка исходных данных заинтересованного в сделке лица (стейкхолдера);
- Выявление цели оценки роялти правообладателя и(или) пользователя.
- отраслевых стандартов (отраслевой/сравнительный метод): применяются в определенном секторе экономики либо в зависимости от группы товаров, иных классификационных оснований с учетом поправок по объему продаж, социальной значимости изобретения, любых иных специфических особенностей, характеризующих торговую марку;
- показателя рентабельности (доходный метод): основан на учете доли прибыльности лицензиата, величина ставки устанавливается в качестве фиксированного процента выручки через показатели рентабельности;
- метод Новосельцева: преимущество метода состоит в комплексности оценки. На основе изучения функциональных зависимостей известных экономических индикаторов бизнеса, представленных в виде аналитических выражений, дается расчет неизвестных показателей, определяется размер ставки роялти.